Редкая профессия: IT-евангелист

IT-евангелисты действительно чем-то напоминают церковных проповедников. И те и другие убеждают людей в том, что нужно отказаться от старого и привычного ради нового и необычного. Только в случае с IT-индустрией речь идёт о новых технологиях и разработках. Rjob узнал, как стать IT-евангелистом, чем он отличается от обычного пиар-менеджера и где может построить успешную карьеру.
Редкая профессия: IT-евангелист

Чем занимается IT-евангелист

IT-евангелист – это своеобразный пиарщик или маркетолог, который специализируется на продвижении технически сложных товаров и услуг. Компания может нанять такого эксперта, чтобы расширить аудиторию или повысить узнаваемость своего продукта, например, операционной системы, приложения, технологии, разработки или инновации. И IT-евангелист зачастую выполняет те же обязанности, что и обычный пиарщик. Даже использует те же инструменты – пишет статьи, ведёт семинары, вебинары, блоги, выступает на митапах, хакатонах и конференциях.

Разница заключается в том, что евангелист не концентрируется на продажах и выручке компании. Его задача – изменить представление о той или иной технологии. Всего несколько лет назад Windows считалась единственной общедоступной операционной системой. Теперь macOS вполне сравнима с ней по популярности и распространённости. Добиться такого успеха во многом удалось благодаря евангелистам Apple и лично Гаю Кавасаки и Стиву Джобсу. Они рассказали о преимуществах нового продукта на IT-рынке, вдохновили клиентов, заразили идеей. И теперь сами пользователи выступают в роли проповедников «религии Apple».

Где учиться на IT-евангелиста

Отдельной специальности или курса для IT-евангелистов в российских вузах не существует. Чаще всего в профессию приходят бывшие программисты или специалисты информационных технологий. Им может потребоваться дополнительное обучение пиару или маркетингу, но делать это лучше на краткосрочных курсах. Так освоить новую профессию можно всего за 3-4 месяца, а не за пять-шесть лет.

Другой, более сложный вариант – переквалифицироваться в IT-евангелиста из маркетолога или пиар-специалиста. Такое встречается реже, потому что гуманитариям недостаёт технических знаний и навыков. А без глубокого знания предмета продвигать его практически невозможно. IT-курсов множество, поэтому сначала стоит определиться, в какой области планируете работать, а затем разбираться именно в ней. Пройти обучение можно в «Академии айти» или GeekBrains, а найти стажировку или бесплатные курсы можно в Mail.Ru Group, «Яндексе», «Сколково», «Роснано» и «Лаборатории Касперского».

Каким должен быть IT-евангелист

Главный навык IT-евангелиста – умение убеждать, аргументировать, склонять на свою сторону. Для этого важно быть коммуникабельным и способным к эмпатии, иметь аналитический склад ума. 

IT-проповедником никогда не сможет стать гуманитарий без хорошей технической базы. Отличный кандидат на эту должность – убеждённый гик, способный заразить своими идеями окружающих.

Но в этом обычно и заключается загвоздка. Технические специалисты часто бывают интровертами, не любят и не умеют общаться и убеждать. Для примера можно взять самый популярный тест на профориентацию Е. А. Климова. По его результатам кто-то лучше взаимодействует с природой, кто-то – с художественными образами или знаковыми системами. Идеальное сочетание для IT-евангелиста – «человек – человек» и «человек – техника». 

Какой опыт требуется от IT-евангелиста

Работа на аналогичной должности для современных IT-евангелистов в России не важна. Штучные специалисты работают всего в нескольких компаниях и знают друг друга в лицо. «Хантить» их бессмысленно – работодатели одного порядка предлагают примерно равные условия труда, и незачем менять одного на другого. Другое дело – вырастить проповедника внутри компании. Этим успешно занимаются, например, Mail.Ru Group и Kaspersky.

Для начала карьеры подойдёт опыт работы в разработке и IT-менеджменте. Обычно такие специалисты начинают «проповедовать» новые технологии не ради получения должности, а из искреннего интереса. Хороший IT-евангелист получится из из маркетолога или пиар-специалиста, который долгое время работал в технической сфере. Без подобного опыта пройти собеседование и получить даже начальную позицию в стартапе будет крайне сложно.

Где работает IT-евангелист

Не каждая технологическая компания может нанять IT-евангелиста. У стартапов часто на это нет средств. Поэтому найти работу такому специалисту проще в крупной корпорации. Формально в трудовой книжке наверняка будет запись о найме ИТ-консультантом или ИТ-менеджером, потому что официально в списке российских профессий евангелисты пока не значатся. При поиске работы на сайтах тоже стоит указывать смежные специальности.

Другой вариант – частная практика. В этом случае IT-евангелист может работать по контракту со стартапами как индивидуальный предприниматель и предоставлять услуги продвижения продуктов и технологий. Работа с мелкими заказчиками всегда проектная – завершается после выполнения определённых KPI, например, узнаваемости продукта или появления в рейтингах наравне с уже устоявшимися на рынке конкурентами.

Сколько зарабатывает IT-евангелист

IT-евангелисты редко бывают «начинающими». Обычно это профессионал, который взял на себя ещё и функции проповедника. Поэтому и нижний порог зарплат довольно высокий – от 80-100 тысяч рублей. В среднем технические консультанты и маркетологи (а именно эти должности обычно пишут в вакансиях и трудовых книжках евангелистов) получают около 130-150 тысяч рублей.

Верхнего потолка почти не существует, поскольку рынка IT-евангелистов в России пока нет. С каждым кандидатом на эту должность крупные компании будут договариваться о зарплате индивидуально. Даже если специалист работает на себя и продвигает стартапы, то ему предстоит согласовать стоимость каждого проекта и определить, сколько таких проектов он готов вести одновременно. От этих двух параметров и будет зависеть зарплатный потолок.

Карьера IT-евангелиста

Построить успешную карьеру в России IT-евангелисту удастся разве что в «Яндексе», Kaspersky и Abby. Стоит обратить внимание на компании с мировыми именем, имеющие представительство в стране. Трудоустройство в одну из них, например, Microsoft или SAP, позволит не только карьерно вырасти за рубежом, но и обучиться в процессе работы. Транснациональные гиганты приветствуют обмен знаниями и технологиями между специалистами внутри компании. Поэтому такой опыт будет полезен даже начинающему IT-евангелисту.

Но для успешной карьеры важнее персональный бренд специалиста. IT-евангелист должен быть авторитетом для «паствы», хорошо разбираться в вопросе. Он не может голословно хвалить какой-то продукт, потому что это подорвёт доверие, вызовет сомнение потенциальных клиентов и партнёров. Карьеру поможет построить личный бренд – собственный блог, авторские экспертные статьи, самообразование, выступление на хакатонах, общение с коллегами. IT-евангелист постоянно «варится» в профессиональной среде, у всех на виду, первым узнаёт о трендах и инновациях. Чем лучше он справляется с этими обязанностями, тем проще ему будет пропагандировать новые технологии. И тем быстрее он достигнет профессионального успеха.


Читайте также: Как работает амбассадор бренда


© Мария Степанова, RJob

Степанова Мария

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Интересно:

Выгоды профессии: 8 плюсов в работе слесаря-сантехника 
Работодатели России: как работают в фармкомпании MSD 

Оставить комментарий к статье

Гость
Гость


Комментирование доступно только после авторизации


Также комментирование доступно при авторизации через любую из социальных сетей



Комментарии 0